Кира Муратова: «Хочу, чтобы от меня остались только фильмы — и все»
Кира Муратова родилась в бессарабском городе Сороки, в семье секретаря сорокского подпольного уездного комитета коммунистической партии Румынии Юрия Александровича Короткова (рум. Gheorghe Corotcov, 15 января 1907, Осовице — 19 сентября 1941, Гура-Рошие), который был захвачен румынскими войсками в ходе неудавшегося десанта на оккупированной территории и расстрелян в районе села Гура-Рошие. Её мать — Наталья Исааковна Короткова-Скурту (урождённая Резник, рум. Natalia Corotcov-Scurtu; 18 октября 1906, Кишинёв — 28 июля 1981, Бухарест) — еврейского происхождения; член компартии Румынии с 1928 года; в 1934 году была арестована в Черновицах, в годы войны — секретарь Анны Паукер, директора базировавшегося в Уфе под эгидой Коминтерна радио «România Liberă» (Свободная Румыния), впоследствии работала в министерстве культуры СРР, врачом бухарестского родильного дома «Polizu» и, наконец, заместителем министра здравоохранения СРР; ею написано несколько пособий по уходу за новорождёнными. Кира с отцом и матерью в 1939 году поселились в Бухаресте, где родители находились на нелегальной работе, с 1940 года до эвакуации жила в Кишинёве.
Изучала филологию в МГУ, в 1959 году окончила режиссёрский факультет ВГИКа, где училась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
В 1961 году Кира Муратова стала режиссёром на Одесской киностудии. Как сценарист и режиссёр Муратова дебютировала в 1962 году, совместно со своим будущим мужем Александром Игоревичем Муратовым поставив короткометражный фильм «У крутого яра», а через два года, с ним же, сняв полнометражную ленту «Наш честный хлеб». Уже первыми своими самостоятельными фильмами «Короткие встречи» (1967) и «Долгие проводы» (1971) режиссёр заявила об интересе к современной нравственной проблематике и неоднозначным человеческим характерам (фильмы были «положены на полку» до Перестройки).
После скандалов с руководством Одесской киностудии, ей пришлось уехать из Одессы в Ленинград, где на «Ленфильме» появилась картина «Познавая белый свет» (1978). Тогда же она познакомилась с художником Евгением Голубенко, ставшим её вторым мужем и соавтором сценариев. Среди наиболее заметных её работ — «Перемена участи» (1987) и «Астенический синдром» (1989), ленты, привлёкшие к себе значительное внимание критики и общества.
Последняя картина была удостоена Специального приза жюри «Серебряный медведь» 40-го Берлинского кинофестиваля (1990 год) и кинопремии «Ника» за лучший игровой фильм (1991 год).
После премьеры картины «Вечное возвращение» заявила, что уходит из кинематографа.
В фильмах Киры Муратовой снимались Владимир Высоцкий, Георгий Делиев, Олег Табаков, Зинаида Шарко, Нина Русланова, Рената Литвинова, Алла Демидова, Наталья Бузько.
Сотрудничала с композиторами Олегом Каравайчуком и Валентином Сильвестровым.
f64.space